По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Псковской области от 29.01.2013 по делу N А52-4544/2012 <Исковые требования о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, удовлетворены, поскольку вред, причиненный автомобильной дороге при перевозке тяжеловесных грузов, подлежит взысканию с владельца транспортного средства, осуществлявшего такую перевозку>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 января 2013 г. по делу № А52-4544/2012

Арбитражный суд Псковской области в составе судьи Яковлева А.Э.
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по иску
Дорожного агентства Республики Коми (ОГРН 1051100405487, ИНН 1101486389)
к Обществу с ограниченной ответственностью "РегионАвто" (ОГРН 1046001300608, ИНН 6002009546)
о взыскании 101370 руб. 87 коп.
без вызова сторон

установил:

Дорожное агентство Республики Коми (далее истец, агентство) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РегионАвто" (далее ответчик) о взыскании 101370 руб. 87 коп. возмещение вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза по дорогам Общего пользования регионального и межмуниципального значения.
В порядке п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) стороны извещены арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу. При этом лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются извещенными надлежащим образом, если ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленной ему в порядке, установленном АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе. В соответствии с частью 3 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если: 1) адресат отказался от получения копии судебного акта и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или арбитражным судом; 2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд; 3) копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации; 4) судебное извещение вручено уполномоченному лицу филиала или представительства юридического лица; 5) судебное извещение вручено представителю лица, участвующего в деле; 6) имеются доказательства вручения или направления судебного извещения в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 122 названного Кодекса. Соответствующие доказательства в материалах дела имеются, в связи с чем оснований к вынесению в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 228 АПК РФ, определения о рассмотрении дела по общим правилам искового производства (часть 5 статьи 227 Кодекса) не имеется.
До истечения срока, установленного частью 3 статьи 228 АПК РФ ответчик, надлежащим образом извещенный о возбуждении дела в порядке упрощенного производства, не представил возражений против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, по существу заявленного требования, отзыв на исковое заявление.
Рассмотрев материалы дела, суд находит основания для удовлетворения иска, основываясь на следующем.
При проверке веса автомобиля Ман 19414, регистрационный государственный номер <...> с прицепом Блумчардт сал, регистрационный государственный номер <...>, принадлежащего ООО "РегионАвто", осуществлявшего провоз груза под управлением водителя Г. по автомобильной дороге Сыктывкар - Ухта 27.05.2012 при перевозке груза в результате проведения весового контроля на ПВК автодороги Сыктывкар - Ухта (314 км) было установлен факт перевозки тяжеловесного груза, а именно: осуществление перевозки с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства.
По данному факту 27.05.2012 инспектором ОРДПС ОГИБДД ОМВД РФ по г. Ухта составлен акт № 1 контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда), который подписан специалистом ГКУ РК "Дорожный контроле" по эксплуатации весового оборудования, водитель Г. от подписания отказался, о чем имеется отметка в акте.
В акте отражено, что на основании Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.201 № 272, масса транспортного средства (автопоезда): допустимая - 40,000 тонн, фактическая - 28,120 тонн. Ограничения, установленные по маршруту движения - 6,0 и 1,5 т.с., на основании приказа Дорожного агентства Республики Коми от 12.04.2012 № 140, на ось, фактически осевые нагрузки составляли: тягача - 6,990 тонн и 8,110 тонн, прицепа - 4,460 тонн, 4,280 тонн, 4,280 тонн, специального разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза у водителя не имелось.
Агентство в соответствии с пунктом 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, просит взыскать с ответчика в доход бюджета Республики Коми плату за провоз тяжеловесного груза с превышением осевой нагрузки по вышеуказанному акту в сумме 101370 руб. 87 коп.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон № 257-ФЗ) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу пункта 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Пункт 2 части 9 статьи 31 Закона № 257-ФЗ устанавливает, что размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 7 статьи 12 Закона № 257-ФЗ).
Постановление Правительства Республики Коми от 14.10.2009 № 295 определен размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми.
Как видно из пункта 6.1 Инструкции по перевозке крупно габаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 08.08.1996 № 1146, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.
В статьях 11, 12, 13 Закона № 257-ФЗ перечислены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе порядок осуществления весового и габаритного контроля, контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значений, а также определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
На основании постановления Правительства Республики Коми от 07.02.2005 № 16 Дорожное агентство Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, обеспечивающим проведение государственной политики в области использования автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, реализующим в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Республики Коми.
Из вышеизложенного следует, что агентство в пределах своей компетенции осуществило в установленном порядке весовой контроль автотранспортного средства, осуществляющего грузовые перевозки, на автомобильной дороге регионального и межмуниципального значения Республики Коми, зафиксировало факт превышения осевых нагрузок, и обратилось в суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно статье 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Пунктом 2 статьи 15 ГК РФ установлено, что под убытками понижаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу частей 1 и 3 статьи 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 31 Закона № 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и размер такого вреда в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Как видно из пунктов 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что вред, причиненный автомобильной дороге при перевозке тяжеловесных грузов, подлежит взысканию с владельца транспортного средства, осуществлявшего такую перевозку, а не с собственника, сходная процессуальная позиция изложена в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2012 по делу № А56-49291/2011.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2009 № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" превышение максимально допустимой осевой нагрузки влечет выплату компенсации за ущерб, нанесенный автомобильной дороге.
В целях осуществления весового контроля транспортных средств на территории Республики Коми созданы посты весового контроля (ПВК) на автодорогах: Обход г. Сыктывкара (9 км); Сыктывкар-Ухта (314 км-пост ГИБДД), а также передвижные посты весового контроля (ППВК). Весовой контроль на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми осуществляется с использованием весового оборудования. В результате взвешивания устанавливаются фактические весовые характеристики транспортного средства и определяется их соответствие допустимым весовым параметрам. В случае превышения предельных допустимых значений массы и (или) осевых нагрузок транспортного средства составляется акт контроля весовых параметров, в котором фиксируются все существенные условия, необходимые для расчета сумм платы за провоз тяжеловесного груза.
В результате взвешивания транспортного средства ответчика зафиксировано превышение установленных предельных значений осевой массы транспортного средства.
В соответствии с пунктом 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2009 № 934 размер платы в счет возмещения вреда составил 101370 руб. 87 коп.
Ответчик не отрицает результаты взвешивания, доказательств недостоверности сведений, изложенных в акте № 1 от 27.05.2012 суду не представлено, возражений против математического расчета платы не заявлено. Ответчик является владельцем спорного транспортного средства, что следует из акта № 1 от 27.05.2012, накладной от 23.05.2012, путевого листа № 170 от 23.05.2012.
Таким образом, с ответчика в доход бюджета Республики Коми подлежит взысканию плата в счет возмещения вреда причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесного груза, в размере 101370 руб. 87 коп.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2000 руб.
В порядке части 2 статьи 229 АПК РФ и на основании пункта 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", исполнительный лист на основании судебного решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, выдается по заявлению взыскателя.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 110, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РегионАвто" в пользу Дорожного агентства Республики Коми для зачисления в бюджет Республики Коми 101370 руб. 87 коп. в счет возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесного груза по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РегионАвто" в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины.
Выдать исполнительный лист.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение в течение десяти дней со дня вынесения может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.

Судья
А.Э.ЯКОВЛЕВ


------------------------------------------------------------------