По датам

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Дновского районного суда от 31.01.2013 по делу N 2-36/2013 г. <О признании недействующим пункта 23 Порядка однократного бесплатного предоставления в собственность земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, из земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Дновский район", или земельных участков в границах муниципального образования "Дновский район", государственная собственность на которые не разграничена, утв. решением Собрания депутатов Дновского района от 17.02.2012, в той мере, в какой исключается указание срока формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам>



ДНОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 января 2013 г. по делу № 2-36/2013 г.

Дновский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Русаковой О.С.,
при секретаре Г.,
с участием заместителя прокурора Дновского района Псковской области Сергеева К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дновского района о признании недействующим пункта 23 Порядка однократного бесплатного предоставления в собственность земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, из земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Дновский район", или земельных участков в границах муниципального образования "Дновский район", государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного решением Собрания депутатов Дновского района от 17 февраля 2012 года,

установил:

Прокурор Дновского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 23 Порядка однократного бесплатного предоставления в собственность земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, из земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Дновский район", или земельных участков в границах муниципального образования "Дновский район", государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного решением Собрания депутатов Дновского района от 17 февраля 2012 года, указав, что названным пунктом предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков, включенных в перечень земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Дновский район", а также земельных участков в границах муниципального образования "Дновский район", государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется по мере формирования перечней и внесения в них изменений. Оспариваемая норма содержит коррупциогенный фактор, поскольку не установлен конкретный срок формирования перечня предоставляемых земельных участков, что влечет за собой возможность произвольного установления таких сроков и соответственно сроков предоставления земельных участков. Тем самым допускаются необоснованно широкие пределы административного усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Такое правовое регулирование противоречит Федеральному закону от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", пункту "а" части 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.
В судебном заседании прокурор Сергеев К.А. заявленные требования поддержал по приведенным основаниям.
Представитель Собрания депутатов Дновского района К. с заявлением не согласилась, указав, что регламентация срока формирования перечня земельных участков, подлежащих бесплатной передаче в собственность граждан, невозможна ввиду обязательности предварительного проведения работ по формированию каждого земельного участка в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства. В настоящее время подготовлен проект решения Собрания депутатов Дновского района, которым вносятся изменения в пункт 21 пункт Порядка однократного бесплатного предоставления в собственность земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, из земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Дновский район", или земельных участков в границах муниципального образования "Дновский район", государственная собственность на которые не разграничена. Проектом решения установлен срок включения в перечни земельных участков, сформированных в целях однократного бесплатного предоставления в собственность гражданам, - не позднее двадцати рабочих дней после осуществления их государственного кадастрового учета. Очередная сессия Собрания депутатов Дновского района, на которую будет вынесен данный проект, состоится в марте 2013 года.
Выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Собрания депутатов Дновского района 17 февраля 2012 года утвержден Порядка однократного бесплатного предоставления в собственность земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, из земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Дновский район", или земельных участков в границах муниципального образования "Дновский район", государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок).
Решение опубликовано в газете "Дновец" от 24 февраля 2012 года, № 9.
Пункт 23 Порядка изложен в следующей редакции:
"Предоставление в собственность земельных участков, включенных в Перечни, осуществляется по мере формирования Перечней и внесения в них изменений.
Земельные участки, указанные в Перечнях, предлагаются для ознакомления гражданам в порядке очередности их включения в Реестр, за исключением случая, указанного в пункте 26 настоящего Порядка".
Реализация органами местного самоуправления нормотворческих полномочий в области отношений, регулируемых земельным законодательством, предполагает соблюдение требований, предъявляемых федеральным законодателем к форме и содержанию правовой нормы, в том числе требования определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, вытекающего из конституционного принципа равенства всех перед законом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и применения правовой нормы.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотреблений исполнительной властью своими полномочиями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П, от 17 июня 2004 года № 12-П, от 29 июня 2004 года № 13-П).
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (пункт "а" части 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, прямо относят нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, к коррупциогенному фактору.
В силу пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, суду необходимо выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Как следует из текста оспариваемого решения, Собрание депутатов Дновского района устанавливает в целях реализации пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, Закона Псковской области от 11 июля 2011 года № 1087-ОЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области", постановления Администрации Псковской области от 24 октября 2011 года № 420 "О мерах по реализации Закона Псковской области от 11 июля 2011 года № 1087-ОЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Псковской области" такой порядок бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих на территории муниципального образования "Дновский район", при котором срок формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность указанных граждан, не определен, что не исключает решения данного вопроса с длительными дополнительными временными ресурсами и, как следствие, вносит неясность в организационный механизм реализации права граждан на предоставление земельных участков в собственность бесплатно.
Поскольку неясность правового регулирования является самостоятельным основанием для признания оспариваемого акта или его части недействующими, суд полагает подлежащим удовлетворению заявление прокурора о признании недействующим пункта 23 Порядка в той мере, в какой им исключается указание срока формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Дновского района удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения пункт 23 Порядке однократного бесплатного предоставления в собственность земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, из земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Дновский район", или земельных участков в границах муниципального образования "Дновский район", государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного решением Собрания депутатов Дновского района от 17 февраля 2012 года, в той мере, в какой исключается указание срока формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Дновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 31 января 2013 года.
Решение вступило в законную силу 01 марта 2013 года.

Судья Дновского районного суда
О.С.РУСАКОВА


------------------------------------------------------------------